АРТ

Что нужно знать о русском авангарде, чтобы не было стыдно

Абстракционизм, супрематизм, футуризм. За этими терминами прячутся гении творческого хулиганства и креатива. Откройте для себя их имена. Это совсем несложно
Если вы в курсе, что «Черный квадрат» нарисовал Малевич, а Шагал — это не глагол, а фамилия, то вы знаете о русском авангарде все. Ну или почти все. Осталось разобраться в причинах возникновения, направлениях и значении этого интересного феномена, а с помощью нашей статьи это будет несложно. Главное, что фундамент у вас уже есть: Малевич — это Казимир, а Шагал — это Марк. Есть, правда, еще и Кандинский, который Василий, но обо всем по порядку.

Причины возникновения русского авангарда

Авангард зародился в 10-х годах XX века. В это время в России царствовал буржуазный строй со всеми вытекающими отсюда последствиями — повальным мещанством, произволом власти, бюрократией, оглуплением масс, равнодушием к простому человеку. Обстановка в обществе просто раскалялась от революционного духа.

Набирал обороты технический прогресс. Деревья превращались в заводские трубы,
простые дороги — в железные дороги, лошади — в автомобили. Мир начинал новую жизнь и требовал перемен.

Назревала революция и в искусстве. Творческие люди, как особо чувствительные натуры, остро ощущали происходящее, а особенно бездуховность, царящую в обществе. Власть старого искусства со своими канонами, уставами и школами уже не соответствовала новой реальности. Молодым талантам хотелось воздуха и свободы — долой ветхие одежды устаревших классиков и смело вперед в будущее!

Так и возник русский авангард. И возник вполне закономерно при всей своей новизне и революционности. За время недолгого существования (с конца 10-х по начало 30-х годов XX века) он проник во все сферы искусства, особенно в литературу и живопись, разделившись на несколько направлений. Разберем эти направления.

Русский авангард в литературе

Королями русского литературного авангарда были поэты-футуристы. Футуризм возник в
Италии в 1909 году. Название происходит от латинского «футурум» («будущее») и несет в себе смысл направления, заключающийся в отказе от всего прошлого. Футуризм очень хорошо прижился в России.

Само название «авангард» появилось гораздо позже, в 1910 году, с легкой подачи художника Александра Бенуа, а до этого поэты-футуристы-авангардисты называли себя эпатажно и дерзко. Например, «леф» (левый фронт), либо «будетляне», «будущники».

В первое объединение футуристов под названием «Гилея» входили В. Маяковский, братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц и другие. Вдохновленные стремительными переменами в мире, они начали эксперименты со словами. Главным стало не содержание, а форма стиха. Языком русского авангарда стал манифест, вызов и жест. Слово обрело форму и использовалось как кулак, дубинка или винтовка.
Ищите жирных в домах-скорлупах
и в бубен брюха веселье бейте!
Схватите за ноги глухих и глупых
и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.
Разбейте днища у бочек злости,
ведь я горящий булыжник дум ем.
Сегодня в вашем кричащем тосте
я овенчаюсь моим безумием.

(В. Маяковский)
Футуристы даже изобрели заумный язык — бессмысленный набор красиво звучащих и графически эффектных знаков и букв. Он так и назывался — «заумь». С помощью этого языка поэты пытались обновить серую и унылую реальность, подтолкнуть человека к другому взгляду на мир.
Та са маеха ра бау
Саем сию дуб
радуб мола
аль

(А. Крученых)
Но советское правительство без энтузиазма восприняло такое творчество. Таланты
уходили в подполье, и русский авангард начал затухать.

Лебединой песнью поэтического авангарда в 20−30-х годах прошлого века стали обэриуты (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников, Н. Заболоцкий и другие). Они попытались смешать дерзость футуристов с образами и смыслами символистов. Выстрелив большим количеством гениальных стихов, они вслед за своими товарищами ушли в полное забвение.
Вы не путайте сыны
День конца и дочь весны.
Страшен, синь и сед Потец.
Я ваш ангел. Я отец.
Я его жестокость знаю,
Смерть моя уже близка.
На главе моей зияют
Плеши, лысины — тоска.

(А. Введенский)

Русский авангард в живописи

В живописи авангард раскрылся во всей красе, образовав несколько течений, главными из которых были абстракционизм, супрематизм и футуризм. Но всех их объединяло одно — эксперименты с формой и цветом и полный отказ от реализма.

Кому нужен Шишкин со своим натуральным лесом, если в него нельзя зайти? Или портрет красивой девушки на красивом фоне, если в реальности такой красоты не существует. Все это — надоевший и ненужный обман.

Идея преображения человека с помощью живописи стала фундаментом нового искусства. Художники-авангардисты разрабатывали теории, придумывали концепты и смело бросали вызов тоскливому классическому искусству прошлого. Вызов был во всем. В названиях объединений — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», во внешнем виде — художники раскрашивали тело и лица, предвосхищая боди-арт, носили нелепую одежду. Например, одноглазый Давид Бурлюк представлял собой настоящее произведение авангардного искусства.

Ключевыми фигурами русского авангарда в живописи были К. Малевич (супрематизм), В. Кандинский (абстракционизм), М. Ларионов (лучизм), Н. Филонов, О. Розанова (цветопись), Н. Гончарова, И. Машков, М. Матюшин.
В. Кандинский «Композиция VIII»​
В. Кандинский «Композиция VIII»
В. Кандинский «Композиция VIII»​
М. Ларионов «Портрет дурака»

Русский авангард в других видах искусства

После революции у русского авангарда открылось второе дыхание. Он проник в архитектуру под названием конструктивизм и просуществовал до конца 30-х годов. Красота ушла. Теперь на первом месте были формы и конструкции из железа, стекла и бетона.

Отцом конструктивизма в архитектуре считается Владимир Татлин. Он известен как создатель безмоторного летающего аппарата «Летатлин» и «башни Татлина». Стоит отметить братьев Весниных (универмаг Мосторга на Красной Пресне в Москве), М. Гинзбурга, И. Голосова.
В. Кандинский «Композиция VIII»​
Башня Татлина
В фотографии авангард проявил себя в неожиданных и необычных ракурсах, промышленном фоне, крупном плане, фотомонтаже. Более всего известны работы Александра Родченко.

Авангардисты часто устраивали шумные и эпатажные постановки с непосредственным участием зрителей. Сейчас это называют перфомансом.

Значительную роль в распространении русского авангарда играли печатные журналы и реклама. На улицах со всех сторон на людей смотрели плакаты с огромными буквами. Специальный шрифт, яркие контрастные краски приковывали внимание и завораживали кратким убедительным текстом. В авангардном журнальном и рекламном деле блистал В. Маяковский.

Предтеча современного искусства

Время русского авангарда закончилось в 30-х годах. Многие революционеры духа
иммигрировали из страны, многие сгинули в неизвестности. Советское правительство заменило «вредное искусство» соцреализмом.

Но во времена своего расцвета русский авангард показал неслыханные возможности человеческого гения. Показал возможность выхода в неизвестное. Русский авангард обогатил русскую культуру и стал предтечей современного искусства и акционизма.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ